АДАПТАЦИЯ РЕБЁНКА В ДЕТСКОМ САДУ
Живя в семье в определённых, сравнительно
устойчивых условиях, ребёнок постепенно приспосабливается к условиям окружающей
среды. Между организмом и этой средой устанавливаются правильные
взаимоотношения, происходит адаптация организма к окружающим влияниям. Организм
ребёнка постепенно приспосабливается к определённой температуре помещения, к
окружающему микроклимату, к характеру пищи и т.д. Под влиянием систематических
воздействий со стороны окружающих ребёнка взрослых, у него образуются различные
привычки: он привыкает к режиму, способу кормления, укладывания, у него
формируются определённые взаимоотношения с родителями, привязанность к ним. В
случае, если установленный в семье порядок почему-либо изменяется, обычно
поведение ребёнка временно нарушается. Эти нарушения уравновешенного поведения
объясняются тем, что малышу трудно приспособиться к возникшим изменениям, у
него не могут быстро затормозиться старые связи, а вместо них также
сформироваться новые. Недостаточно развиты у ребёнка адаптационные механизмы, в
частности слабые тормозные процессы и относительно мала подвижность нервных
процессов. Однако, мозг ребёнка очень пластичен, и если эти изменения условий
жизни происходят не так часто и не очень резко нарушают привычный образ жизни,
то у ребёнка, при правильном воспитательном подходе быстро
восстанавливается уравновешенное поведение и не остаётся каких-либо
отрицательных последствий, т. е. ребёнок адаптируется к новым условиям своей
жизни. Анализ поведения детей в первые дни пребывания в детском учреждении
показывает, что этот процесс приспособления, т.е. адаптация к новым социальным
условиям не всегда и не у всех детей проходит легко и быстро. У многих
детей процесс адаптации сопровождается рядом, хотя и временных, но серьёзных
нарушений поведения и общего состояния. К таким нарушениям относят:
- нарушение
аппетита (отказ от еды или недоедание)
- нарушение
сна (дети не могут заснуть, сон кратковременный, прерывистый)
- меняется
эмоциональное состояние (дети много плачут, раздражаются).
Иногда можно отметить и более глубокие расстройства:
- повышение
температуры тела
- изменения
характера стула
- нарушение
некоторых приобретённых навыков (ребёнок перестаёт проситься на горшок,
его речь затормаживается и др.)
Длительность привыкания к новым социальным условиям, а также характер
поведения детей в первые дни пребывания в детском учреждении зависят от
индивидуальных особенностей. Дети одного и того же возраста ведут себя
по-разному: одни в первый день плачут, отказываются есть, спать, на каждое
предложение взрослого отвечают бурным протестом, но уже на другой день с
интересом следят за игрой детей, хорошо едят и спокойно ложатся спать, другие,
наоборот, в первый день внешне спокойны, несколько заторможены, без возражений
выполняют требования воспитателей, а на другой день с плачем расстаются с
матерью, плохо едят в последующие дни, не принимают участия в игре, и начинают
хорошо себя чувствовать только через 6-8 дней или даже позже. По всем этим
признакам выделяются определённые группы, к которым принадлежит ребёнок по
характеру поведения при поступлении в детское учреждение. В зависимости
от того, к какой адаптационной группе принадлежит ребёнок, будет строиться
работа с ним. Очень часто встречаются ситуации, когда ребёнка нельзя однозначно
определить в ту или иную адаптационную группу. Т.е. модель его поведения
находится не "стыке" двух групп, т. е. является пограничной.
Своеобразный переход из одной адаптационной группы в другую показывает динамику
развития процесса привыкания ребёнка к условиям детского учреждения. Далее
приведена таблица, в которой представлены 3 адаптационные группы, о
которых говорилось выше. Ниже приведена информация, следуя которой родители и
воспитатели сделают адаптационный период более лёгким и
безболезненным. Итак, что должны знать и уметь родители: Чем чаще ребёнок
будет общаться со взрослыми, детьми в квартире, во дворе, на игровой
площадке, около дома т.е. в различной обстановке, тем быстрее и увереннее он
сможет перенести приобретённые умения и навыки в обстановку детского сада.
Неформальное посещение детского сада. Т.е. прогулки по территории и
сопроводительный рассказ о садике, причём рассказ должен быть очень красочный
и, несомненно, позитивный. Старайтесь в своём рассказе показать ребёнку, как
весело и хорошо другим детям в детском саду. Т.к каждый поступивший ребёнок
требует к себе внимательного индивидуального подхода, то принимать детей
следует постепенно, по 2-3 человека, с небольшими перерывами (2-3 дня). В
первые дни ребёнок должен пребывать в группе не более 2-3часов. Для первых
посещений рекомендуются часы, отведённые для прогулок, игр. Это позволяет
быстрее определить группу поведения ребёнка, наметить правильный подход и снять
эмоциональное напряжение от первых контактов. Установление эмоционального
контакта ребёнка и воспитателя должно осуществляться в привычной обстановке в
присутствии близкого человека. В первый день кратковременное знакомство
воспитателем, направленное на формирование интереса к детскому саду, на
установление контакта между ребёнком и воспитателем в новой ситуации. Очень
полезны экскурсии по группе, в которых участвует воспитатель, родители и
ребёнок. Отрицательное влияние на течение адаптации, а также на поведение детей
при поступлении в детское учреждение оказывает отсутствие единства системы
воспитания в семье и в детском учреждении.
НЕОБХОДИМО:
- до
приёма выяснить режим, применяемый в семье, индивидуальные особенности
поступающего ребёнка (анкета).
- в
первые дни не нарушать, имеющиеся у ребёнка привычки, нужно постепенно
менять режим и приучать ребёнка к новому укладу жизни.
- приблизить
домашние условия к особенностям д/с: внести элементы режима, упражнять
ребёнка в самостоятельности, чтобы он мог сам себя обслуживать и т.п.
Возвращаясь к вышеуказанной таблице, хочу заметить, что в зависимости от
уровня навыков общения ребёнка, контакт, устанавливаемый с семьёй, должен быть
дифференцирован, т.е. в соответствии с группой адаптации ребёнка должны
быть определены объём и содержание работы с семьёй. Так, по отношению к детям
первой группы, нуждающимся в тесном контакте с близкими людьми, работа с семьёй
должна быть более глубокой и объёмной, предусматривать тесный контакт членов
семьи с воспитателями и психологом дошкольного учреждения. Сразу хочу заметить,
что не все мгновенно увидят плоды своих трудов, адаптация некоторых детей
может протекать от 20 дней до2-3 месяцев. Особенно, если ребёнок заболел, в
процессе адаптации. Иногда, после выздоровления, ребёнку приходится привыкать
заново. Но, хочу Вас заверить, что это не показатель. Не следует беспокоиться,
глядя на ребёнка подруги, который с первых дней вошёл в новую среду без особых
осложнений. Повторюсь, что все дети разные, каждый индивидуальность, к каждому
нужен свой подход. Я думаю, что с Вашей помощью мы найдём ключик к каждому
ребёнку. Богатый опыт и знания воспитателей, Ваша любовь и забота, иными
словами согласованная работа с семьёй, опирающаяся на знания возрастных и
индивидуальных особенностей, потребностей ребёнка и необходимых условий
воспитания ребёнка до поступления в детский сад, позволит решить проблему
адаптации на должном уровне. При лёгкой адаптации поведение детей раннего
возраста нормализуется в течение месяца, у дошкольников – за 10 – 15 дней.
Отмечается незначительное снижение аппетита: в течение 10 дней
объём съедаемой ребёнком пищи достигает возрастной нормы, сон налаживается в
течение 20-30 дней (иногда и раньше). Взаимоотношения со взрослыми почти не
нарушаются, двигательная активность не снижается, 3 адаптационные группы:
гр.
|
эмоциональное
состояние
|
деятельность
|
отношения
со взрослым
|
отношения
с детьми
|
речь
|
потребность
в общении
|
1.
|
слёзы,
плач
|
отсутствует
|
отрицательные
(ребёнок не воспринимает просьб воспитателя)
|
отрицательные
|
отсутствует
или связана с воспоминан. о близких.
|
Потребность
в общении с близкими взрослыми, в ласке, заботе.
|
2.
|
неуравновешен.,
заплачет, если рядом нет взрослого.
|
наблюдение,
подражание взрослым.
|
положительные,
по инициативе воспитателя.
|
отсутствуют
или положительные (ответные).
|
ответная
(отвечает на вопросы детей, взрослых).
|
Потребность
в общении со взрослым, в сотрудничестве с ним и получении от него
сведений об окружении.
|
3.
|
спокойное,
уравновешенное
|
предметная
деятельность или сюжетно-ролевая игра.
|
положительные,
по инициативе ребёнка
|
положительные
|
инициативная
(сам обращается ко взрослым и детям).
|
Потребность
в общении со взрослым и в самостоятельных действиях.
|
|