Задержка психического развития Задержка психического развития. Что это?
Период раннего детства проходит достаточно быстро: казалось бы, ребенка
только принесли из родильного дома, а он уже умеет засыпать и просыпаться,
кушать, плакать... Через несколько дней — он уже следит за передвигающимися
предметами, реагирует на голод и холод, улыбается... вот уже самостоятельно
сидит, стоит... пошел...
За каждодневными заботами многие родители не
придают значения тому, что ребенок начал позднее действовать с предметами,
самостоятельно ходить, позже говорить. Ребенок постоянно возбудим, быстро
утомляется, часто капризничает и т.д. Многие взрослые думают, что он просто
избалован особым вниманием. Вот пойдет в садик... Посещая дошкольное учреждение,
родители сталкиваются с другими проблемами» педагоги обращают их внимание на то, что
ребенок не усваивает программу детского сада; не активен на занятиях, легко
отвлекается, не удерживает внимание, плохо запоминает материал занятий и т.д. Родителям
предлагают пройти психолого-медико- педагогическую комиссию (ПМПК), на которой специалисты обследуют ребенка и выносят «вердикт» — ЗПР.
Ребенок направляется в группу компенсирующей направленности.
Кто не был в подобной ситуации, вряд ли сможет понять состояние родителей:
рушится все, крах всех планов. Кого обвинить? Медиков? Педагогов? Себя?
Ребенка?
Понятие «ЗПР» употребляется по отношению к детям со слабо выраженной органической недостаточностью ЦНС. У детей данной категории не
наблюдается специфических нарушений слуха, опорно- двигательного аппарата, зрения, тяжелых
нарушений речи, они не являются умственно отсталыми. Среди наиболее обобщенных и часто встречаемых
определений преобладают следующие: «задержка психического развития», «временная
задержка развития», «минимальная мозговая дисфункция» «плохо адаптирующийся к
жизни ребенок», «субнормальный ребенок» и т. д. Под задержкой психического
развития понимается специфическая задержка в развитии, отличная от олигофрении.
Выделяются следующие формы «задержек»: специфическая задержка навыков чтения,
счета и письма: нарушения развития речи (алалия, дислалия); специфическая
задержка моторного развития; смешанные нарушения развития (комплексные
расстройства чтения, письма и группа расстройств, при которых главным признаком
является счета); психофизический инфантилизм. Экспериментально доказано, что
под влиянием условий дальнейшего развития и лечебно-коррекционных мероприятий
задержка претерпевает существенную динамику, либо вообще исчезая, либо
трансформируясь в более устойчивую и определенную клиническую форму. Причины
ЗПР многообразны, С одной стороны — это инфекции, интоксикации, травмы,
воздействующие на мозг малыша (преимущественно на ранних стадиях
внутриутробного и постнатального развития). С другой стороны — это могут быть
неблагоприятные микросоциальные условия, которые, как дополнительный фактор,
усугубляют состояние ребенка. Существует несколько классификаций ЗПР. В
практике работы с детьми данной категории наиболее широко распространена
классификация, в соответствии с которой различают четыре основных варианта ЗПР.
Задержка психического развития конституционального
происхождения.
При данном варианте на первый план в
структуре дефекта выступают черты эмоциональной и личностной незрелости. Эти
дети имеют инфантильный тип телосложения (они худощавого телосложения, как правило,
невысокого роста, бледные), «детскую» мимику, слабо развитую моторику. Такие
дети проявляют творчество в игре, эта деятельность для них наиболее
привлекательна, в отличие от учебной. Перечисленные особенности затрудняют социальную,
в том числе школьную адаптацию. Для данной категории детей характерны
эгоцентризм, истерические реакции и т. п. Этим детям рекомендуется
медикаментозная терапия. Отмечается, что у детей с ЗПР конституционального
происхождения имеется наследственно обусловленная недостаточность отдельных
функций: развития зрительной и слуховой памяти, речи. Эти функции лежат в
основе формирования рисования, счета, письма, чтения и другое. Именно среди
таких детей отмечаются случаи нарушения чтения (дислексии), письма (дисграфии),
счетных навыков (дискалькулии). Доказано, что в плане коррекции это один из
благоприятных типов ЗПР.
Задержка психического развития соматогенного генеза.
Возникает у детей с хроническими
соматическими сердечнососудистыми заболеваниями, заболеваниями эндокринной
системы, почек и другое. Именно эти причины вызывают задержку в развитии
двигательных и речевых функций детей, замедляют формирование навыков
самообслуживания, негативно сказываются на формировании предметно-игровой,
элементарной учебной деятельностей. Ребенка характеризует сниженная
работоспособность, робость, боязливость. У детей, растущих в условиях
ограничений и запретов, как правило, сужается круг общения, недостаточно
пополняется запас знаний и представлений об окружающем мире. Например, на
вопрос: «Кем работает твоя мама?» мы можем услышать ответ: «Рыбой». Что
означает— мама работает продавцом в рыбном отделе. Или: «Мама работает
ногтями». Имея в виду, что мама работает в парикмахерской и делает маникюр.
Все вышеперечисленное, к сожалению, не позволяет детям данной категории без
коррекционной помощи достичь уровня возрастной нормы.
Задержка психического развития психогенного генеза.
При данном варианте задержки психического развития на первый план
выступают нарушения эмоционально-волевой
сферы, снижение работоспособности, несформированность
произвольной регуляции поведения. При раннем возникновении и длительном
постоянном воздействии на ребенка психотравмирующих факторов (безнадзорность,
гиперопека, асоциальные семьи и т.п.) могут возникнуть стойкие сдвиги в его
нервно-психической сфере. У одних детей наблюдаются негативизм, агрессивность,
истерия, а у других, напротив, боязливость, робость, страхи. Дети данной
категории сложно овладевают навыками самообслуживания, трудовыми и учебными
навыками.
Эффективность коррекционно-образовательной
работы с названной категорией детей зависит от условий воспитания и
адекватности педагогических мероприятий в различных образовательных средах.
Задержка психического развития церебро-органического генеза.
Характеризуется выраженными нарушениями в
эмоционально-волевой и познавательной сферах. Выделяются две категории детей.
- Преобладают черты
незрелости эмоциональной сферы. Сочетаются несформированность
эмоционально-волевой сферы (преобладает) и познавательной деятельности. А также
выявляется негрубая неврологическая симптоматика.
- В структуре дефекта
преобладают интеллектуальные нарушения. Дети не проявляют устойчивого интереса,
деятельность нецеленаправлена, поведение импульсивно.
ЗПР церебро-органического генеза является
наиболее стойкой и представляет наиболее тяжелую форму задержки психического
развития. Дети нуждаются в комплексной медико-психолого-педагогической
коррекции в условиях специальных учреждений.
Особые состояния формируются у детей вследствие педагогической
запущенности. Дети с полноценной нервной системой, длительно находящиеся в
условиях информационной и эмоциональной депривации (дефицита общения с
ближайшим окружением), имеют недостаточный уровень развития навыков, знаний,
умений. Динамика развития в условиях систематической педагогической коррекции
будет существенной. В то же время следует отметить, если ребенок не получит
своевременной педагогической помощи, то эти недостатки могут стать необратимыми.
Таким образом, можно сделать следующее заключение — дети с ЗПР— это
многочисленная и разнородная по своему составу категория. Определенная группа
детей имеет негрубые нарушения со стороны ЦНС, вследствие ее раннего
органического поражения. У другой группы детей ЗПР возникает на фоне
функциональной незрелости ЦНС. Еще одной причиной отставания в
нервно-психическом развитии могут стать соматическая ослабленность и наличие
хронического заболевания. Неблагоприятные микросоциальные условия также являются
причиной ЗПР у детей.
В группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР находятся дети с
разным вариантом задержки, именно поэтому родители, сравнивая своего ребенка с
другими воспитанниками в группе, замечают, что их ребенок не похож на
остальных. Но все эти дети нуждаются в своевременной коррекционной помощи. |