Как преодолеть ЗПР?
Задержка психического развития (ЗПР) у детей
является следствием многих негативных факторов, в том числе и тех, про которые
уже успели забыть. Это и сложная беременность у мамы (могли быть различные
заболевания, например гипертония, сердечно-сосудистая недостаточность,
нефропатия, инфекции и др.), осложнения в родах, болезни ребенка до трех лет,
частые простуды, хронические заболевания… Огромное влияние на
развитие ребенка имеют условия воспитания и психологический климат в семье,
особенно в первые три-четыре года. Естественно, вопрос "воспитания"
понимается в широком смысле. Это и правильный режим дня, и создание условий для
двигательной активности ребенка, круг общения, игра, занятия и многое
другое. Нарушение гармоничности развития ребенка, особенно в раннем и
младшем возрасте, и приводит к отклонениям в развитии, в том числе к задержке и
психического развития. В большинстве случаев такие дети не могут
преодолеть задержку без специальной помощи. Например, это может быть
специальный детский сад (группа) для детей с ЗПР, в котором службе
психолого-педагогического сопровождения отводится значительное место.
Специалисты "службы" осуществляют коррекцию развития детей,
определяют ее эффективность. Почему же часто специалисты детского сада
рекомендуют проконсультировать ребенка у врача? Это может быть врач-психиатр,
невролог, эндокринолог, терапевт и др. Причиной этого является то, что у
ребенка с ЗПР могут быть различные текущие соматические и нервно-психические
состояния или заболевания, которые тормозят физическое, психическое (в том
числе речевое), личностное развитие ребенка. Это значительно затрудняет работу
специалистов в преодолении задержки. Таким образом, медицинская помощь
оказывается в детской поликлинике при наличии на то показаний. Практика работы
нашего детского сада показывает, что в последнее время большинству детей
поступивших в детский сад, требуется та или иная медицинская помощь. И без нее
мы не достигнем тех результатов, на которые могли бы рассчитывать. Педагоги
часто слышат просьбы родителей: "Вы побольше занимайтесь с ребенком".
Однако чрезмерная нагрузка (мера у каждого ребенка своя) также может навредить
ребенку. У него на фоне повышенной нагрузки и требований не выдерживает и без
того ослабленная нервная система. При этом в одних случаях срабатывают
внутренние защитные механизмы: может произойти имитация простудного
заболевания. У ребенка беспричинно может подняться температура, когда он
собирается в детский сад, и нормализуется через некоторое время, как только
ребенок осознает, что он остается дома, и к нему никто не будет приставать с
занятиями. В других случаях нервная система может не выдержать нагрузки: у
ребенка могут начаться тики, энурез (недержание мочи), заикание, могут
обостриться хронические болезни или запуститься новые. Поэтому, работая с
ребенком с ЗПР, очень важно дозировать нагрузку, организовывать
"охранительный режим" в детском саду и дома. В некоторых
случаях врачи рекомендуют родителям проводить поддерживающую медикаментозную
(или другую) терапию на период адаптации его в детском саду или в весенний
период, когда у детей отмечается наибольшая утомляемость. Из выше
изложенного, понятно, что в каждом конкретном случае врач на основании
результатов обследования ребенка принимает решение: лечить или не лечить, а
если лечить, то как. И лечит он не ЗПР, а причины, которые или приводят к
задержке, или осложняют ее проявления. В любом случае назначение и
рекомендации делает врач, а родители берут на себя ответственность следовать им
или нет. Но при этом они разделяют ответственность со специалистами за конечный
результат коррекционной работы с их ребенком. |